Профилактика наркомании
Наркомания в наше время достигла масштабов эпидемии.Ее распространениеидет гораздо быстрее, чем принимаются меры по борьбе с этим страшным явлением. Поэтому немаловажное значение в современном обществе приобретает профилактика наркомании. Она подразумевает комплекс мер, предупреждающих появления наркомании.
Наркотическая зависимость – это состояние человека, когда он постоянно думает о наркотиках, стремится получить их для определенных приятных ощущений или избавления от психического дискомфорта. Ради того, чтобы получить ощущение эйфории, наркоман идет на все. Он легко переступает границы морали, разрушает свою семью, становится преступником и даже убийцей. Личность больного наркотической зависимостью становится эгоцентричной, а тело истощается, в результате чего наркоман с невероятной скоростью «катится» к своей гибели.
Так как интересы наркомана сосредотачиваются только на добыче и употреблении наркотиков, в кругу его общения находятся, в основном, антисоциальные личности. Наркоман с опытом не имеет работы, друзей, семьи. Для общества он совершенно бесполезен и только доставляет проблемы. Поэтому общество не только ради своего комфорта, но и в гуманных целях стремится уменьшить рост наркомании и вернуть к полноценной жизни людей, зависимых от наркотиков.
И самым доступным и современным способом для этого является профилактика наркомании и токсикомании в школах. Ведь именно подростки чаще всего становятся жертвами этих пагубных пристрастий. Дети при нужном подходе и доступной информации способны сформировать собственное мнение о таком явлении, как наркомания. Они в состоянии четко понимать, что такое наркотики, как они действуют на организм, и каковы последствия их употребления. Нельзя ограничиваться простым информированием о пагубном влиянии наркотиков на человека. Необходимо наглядно показать школьникам к чему приводит зависимость, повсеместно демонстрировать документальные и художественные киноленты об этой проблеме.
Главная задача педагогов и социальных работников, при проведении профилактических мероприятий, – это заполнить информационный вакуум подростка. При проведении профилактической работы, необходимо строго придерживаться ряда принципов:
- информация должна носить позитивный характер и не иметь признаков безысходности;
- информация с негативным оттенком должна раскрывать пагубные последствия употребления наркотическим препаратов либо алкоголя;
- стоит избегать прямой демонстрации процесса употребления алкоголя или наркотиков;
- информация не должна быть абстрактной, а носить адресный характер и вызывать у аудитории необходимую мотивацию;
- информацию, которая будет доноситься до адресной публики, должны готовить исключительно специалисты;
- информация, перед использованием в профилактических мероприятиях, должна быть согласована специальным экспертным советом.
Немаловажное значение в профилактике наркомании имеет законодательное закрепление необходимых норм по борьбе с наркотизацией. В обязательном порядке необходимо предусмотреть административную ответственность за сам факт употребления наркотических препаратов.
Однако главная ответственность за воспитание ребенка, конечно, лежит на родителях. Родители должны осознать, какое глубокое воздействие они оказывают на психику детей и их поведение. Родители — это первые воспитатели, формирующие взгляды, наклонности и личность ребенка. Известно, что если в семье хороший микроклимат, спокойная обстановка, полное взаимопонимание, родители внимательны, заботливы, стараются проводить досуг вместе с детьми, то вероятность появления наркомании у детей в этой семье невелика.
Всем людям в большей или меньшей степени свойственно присутствие в сознании некоего внутреннего контролера поведения — необходимость оценивать свое поведение в соответствии с собственными представлениями о том, что и как надлежит делать, а чего делать нельзя. Эти представления формируются в процессе развития личности под влиянием воспитательных мероприятий и в конце концов ведут к оформлению жизненных позиций. Родители, как правило, виноваты не только в том, что не уследили и не запретили, а, главное, в том, что воспитали детей без четкого понимания недопустимости приема наркотических веществ.
В жизни молодежи не должно быть вакуума, ничем не заполненной душевной пустоты, бездеятельности, отрицательного отношения к учебе, спорту, труду. Увлеченность молодых людей в любой области знаний или искусства (поэзия, литература, музыка, живопись и пр.) — один из действенных путей нормального, ничем не нарушенного психофизического развития, отдаляющего юношей и девушек от наркотических средств. С раннего детского возраста необходимо формировать резко отрицательное отношение к каким бы то ни было искусственно вызываемым состояниям любыми веществами растительного или химического происхождения. Нужно вырабатывать в сознании детей нетерпимость и презрение к любым наркотическим веществам, культивировать у формирующейся личности подростка чувство неприязни и отвращения к наркотикам.
Особое внимание следует уделить воспитанию чувства опасности, настороженности к приему, даже к одноразовому, каких бы то ни было лекарственных средств или других химических агентов, идущих вне врачебного совета, даже если они свободно продаются в аптеке. Надо учить детей любить себя и свое здоровье. Надо учить детей не только распознавать опасность употребления каких бы то ни было незнакомых веществ, но и уметь сопротивляться косвенному и прямому принуждению принять их. Например, учить отказываться от предложения «только попробовать» наркотическое вещество, когда это исходит от сверстников, а также умению сопротивляться отрицательному лидеру в группе.
Умение сопротивляться требует определенной тренировки и включает в себя комбинацию некоторых информационных и поведенческих стратегий. Необходимо четкое развитие представления о воздействии наркотиков на здоровье. Следует развивать в детях твердость, умение решать проблемы, принимать решения, выражать недовольство, сообщать о своих потребностях. Обучать самосознанию и самоуважению, сохраняя оптимистический настрой, объяснять, как решать проблемы и общаться с людьми и, конечно, обучать искусству справляться с беспокойством и нервозностью без использования наркотиков. В процессе воспитания каждый молодой человек должен четко уяснить, что существует свобода воли, что она дарована человеку природой и он волен поступать хорошо, или не очень хорошо, или волен не поступать плохо. В конечном счете, ответственность за свое здоровье несет каждый из нас.
Не стоит считать, что зависимость – это проблема исключительно только самого наркомана и его ближайшего окружения. На самом деле, это общая проблема. Среди наркоманов широко распространяются такие опасные заболевания как СПИД, гепатиты, венерические болезни. При этом, есть высокий риск не только заболевания, но и распространения заболевания. Употребление наркотиков практически невозможно совместить с учебой либо работой, поэтому молодые люди, втянутые в наркотические сети, быстро теряются в обществе, вступают на преступный путь и в целом становятся опасными для социума.
Вопросы наркомании постоянно находятся в сфере внимания ВОЗ, которая изучает опыт борьбы в мире с этой проблемой и выносит определенные решения. Ежегодно весь мир отмечает День борьбы с наркоманией, чтобы привлечь внимание всех слоев общества к этой важнейшей проблеме. В России создан Российский фонд по борьбе с наркоманией, имеющий широкие международные связи для укрепления единства в борьбе с врагом XXI в. В Москве существуют общественные организации, которые пропагандируют жизнь без наркотиков под лозунгом «Не пробуй!».