Государственное бюджетное учреждение здравоохранения

Программа
«Земский доктор»

Посмотреть вакансии

 

Отдел кадров
8861-915-33-52 доб.116

Визитка так здорово

banner np zdrav

Мы в социальных сетях

okru iconvk.com/crb_pav

okru iconok.ru/group/61191963541581

tel icont.me/pav_crb

Компьютерный синдром

Одним из основных признаков современного общества является стремительное развитие компьютерных информационных технологий. На сегодняшний день миллионы людей по всему миру проводят часами в Интернете за общением в чатах, ICQ, электронной почте, различных социальных сетях, а так же блуждают по бесконечным количествам сайтов или играют во всевозможные виртуальные игры, в том числе и азартные.

Компьютер удовлетворяет многие сознательные и подсознательные потребности пользователей. Он содержит все, чем может быть увлечен человек. Согласно данным последних исследований уход в мир фантазий стал одной из распространенных стратегий поведения современной молодежи, и особенно в трудных жизненных ситуациях. Они настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей «реальной» жизни, проводя до 18 часов в сутки в виртуальной реальности. Психологи отмечают, что все чаще обращаются родители, которые обеспокоены болезненным пристрастием своих детей к компьютеру. Появился специальный термин — «компьютерный синдром». При частом и длительном просиживании за компьютером формируется психологическая зависимость, хочу отметить, что она тяжело лечится. Болезненная зависимость развивается банально: ребенок проводит много времени у компьютера, играет в компьютерные игры или занимается просмотром различных сайтов, заводит знакомства в социальных сетях, а в итоге это переходит в неуемную потребность проводить за компьютером все больше времени. Основные симптомы Интернет-зависимости:

  1. Постоянное ожидание того, чтобы сесть за компьютер.
  2. Жалобы родителей на то, что ребенок проводит слишком много времени за компьютером.
  3. Сокращение времени на прием пищи, еда перед монитором.
  4. Потеря ощущения времени во время игры, общения.
  5. Предпочтение коммуникациям в on-linе, личным встречам.
  6. Игнорирование обязанностей, общественной жизни, учебы или состояния своего здоровья в связи с углубленностью в ПК.
  7. Невозможность сократить время пребывания за компьютером;
  8. Пропуск еды, учебных занятий, встреч или ограничение во сне ради возможности посидеть за компьютером.
  9. Вход в Интернет с целью уйти от проблем или заглушить чувства одиночества, беспомощности, вины, тревоги или подавленности.
  10. Появление усталости, раздражительности, снижение настроения при прекращении пребывания в сети и непреодолимое желание вернуться за ПК.
  11. «Тайное» вхождение в Интернет в момент отсутствия родителей, даже при запрете.

Чаще зависимыми от Интернета становятся подростки, у которых есть проблемы с родителями или с друзьями, они больше подвержены зависимостям, чем их более счастливые сверстники. Другими словами, там, где не хватает искреннего и доброжелательного человеческого внимания, общения, существует опасность попасть в зависимость от Интернета. Точнее, не от Интернета, а от того варианта общения, который он предлагает. Становясь заядлыми пользователями ПК, молодые люди уходят от проблем реального мира с его сложностью и трудноразрешимыми задачами. Родители, которые в большей степени ответственны за жизнь своего ребенка, должны быть всегда на шаг впереди – это означает отвечать на вопросы, которые задает ребенок. Быть в курсе того, что происходит в его жизни, что он чувствует, к чему проявляет интерес, с кем дружит. Важно, формировать у ребенка обязанности по дому, по хозяйству и чувства ответственности и его значимости в семье.

Что же делает Интернет притягательным в качестве средства «ухода» от реальности? Это:

1) доступность и простота использования;

2) возможность анонимного и безопасного общения;

3) возможность для реализации представлений, фантазий с обратной связью (в том числе возможность создавать новые образы «Я»; вербализация представлений и/или фантазий, не возможных для реализации в обычном мире, например, «любовь», ролевые игры в чатах и т.д.);

4) чрезвычайно широкая возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего виртуально актуальные потребности;

5) неограниченный доступ к информации.

Дети с особенностями в развитии нервной системы больше всего подвержены игровой зависимости. Резкие звуки и молниеносная смена кадров приводит к раздражению центра судорожной активности. Как и в измененном состоянии сознания, вообще, киберпространство и все, что в нем происходит, для ребенка кажется реальным - часто даже более реальным, чем действительность. Происходит привыкание, по силе сравнимое лишь с зависимостью от наркотиков. Часто дети примеряют на себя роль своего игрового персонажа. Проявления переноса могут носить негативный (уход в иллюзорную виртуальность взамен активного преобразования реальности или адаптации к ней) характер. Попытка идентифицировать себя с агрессивным персонажем может переноситься в реальный мир, в реальные отношения. Живя жизнью своего героя, ребенок включается в виртуальную жизнь, забывая о реальной. Общаясь от лица своего персонажа с окружающими, игроки хуже распознают реальные человеческие чувства и эмоции.

Чрезмерное просиживание за компьютером приводит и к изменениям со стороны здоровья. Это не только психологические проблемы, но и нарушения с позвоночником, руками, зрением, психикой, сном, а также информационные перегрузки. Играя, ребенок, практически не отрываясь, смотрит на экран, что в свою очередь, приводит к напряжению и переутомлению глаз и, в конце концов, к развитию синдрома сухих глаз, патологии зрения. Длительные просиживания у экрана оказывают влияние на сон и психику – закрывая глаза, игрок видит картинки из игры, которые мешают заснуть. Перевозбуждается кора головного мозга, при этом не только затруднено засыпание, но и сон становится некачественным, а отдых неполноценным. Многие изменения можно не заметить сразу невооруженным глазом (их сможет определить только специалист). Например, нарушения в эмоциональной сфере — может наблюдаться повышенная агрессивность, вспышки гнева. Другое наблюдение — дети перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию. Компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического развития. У таких детей хуже работают некоторые виды памяти, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.

Чтобы предупредить возникновение зависимости, рекомендуется:

  • Разъяснительная работа среди детей и подростков
  • Разъяснительная работа с элементами обучения среди родителей, так как отсутствие компьютерной грамотности обусловливает невозможность контроля и коррекции ребенка
  • Ограниченное (императивное) пребывание в сети
  • Соблюдение режимных моментов в соответствии с возрастом.

Следует соблюдать следующие условия:

  • Дошкольникам можно играть на компьютере не более 10-15 минут в первой половине дня задолго до сна
  • Детям с 7 до 10 лет – 15-20 минут, не больше 4-х раз в неделю
  • Детям с 11 до 14 лет – от получаса до 40 минут
  • Подросткам до 16 лет – не более 2-х часов
  • Подросткам старше 16 лет – 2-4 часа с перерывами. Расстояние от экрана до глаз должно быть 50-70 см, с обязательно перпендикулярной линией зрения к центру экрана ПК, угол рассматривания изображение информации на экране должен быть не меньшее 45º. Эти нормативы касаются практически здоровых детей. Дети, которые составляют группу риска позрению и те, что имеют хронические заболевания, должны пользоваться ПК не большее 10 мин в день, не чаще 2-х раз в неделю с обязательным проведением профилактических упражнений дляснятия зрительного и общего утомления.

У Интернета есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, Интернет - значительный дар цивилизации, который в чем-то облегчает и насыщает нашу жизнь. Но с другой стороны, он может быть очень опасен и принести немало бед. Конечно, это не значит, что нужно непременно искоренить его, как предмет зла, просто важно относиться к нему не как к средству развлечения; стараться пользоваться Интернетом только для каких-то конкретных целей, а не сидеть за ним часами от безделья или от скуки. И тогда, мы не будем получать негативные последствия от его использования.

Психолог ГБУЗ «Центр медицинской профилактики» министерства здравоохранения Краснодарского края
И.В.Бабкина

наверх