Компьютерный синдром
Одним из основных признаков современного общества является стремительное развитие компьютерных информационных технологий. На сегодняшний день миллионы людей по всему миру проводят часами в Интернете за общением в чатах, ICQ, электронной почте, различных социальных сетях, а так же блуждают по бесконечным количествам сайтов или играют во всевозможные виртуальные игры, в том числе и азартные.
Компьютер удовлетворяет многие сознательные и подсознательные потребности пользователей. Он содержит все, чем может быть увлечен человек. Согласно данным последних исследований уход в мир фантазий стал одной из распространенных стратегий поведения современной молодежи, и особенно в трудных жизненных ситуациях. Они настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей «реальной» жизни, проводя до 18 часов в сутки в виртуальной реальности. Психологи отмечают, что все чаще обращаются родители, которые обеспокоены болезненным пристрастием своих детей к компьютеру. Появился специальный термин — «компьютерный синдром». При частом и длительном просиживании за компьютером формируется психологическая зависимость, хочу отметить, что она тяжело лечится. Болезненная зависимость развивается банально: ребенок проводит много времени у компьютера, играет в компьютерные игры или занимается просмотром различных сайтов, заводит знакомства в социальных сетях, а в итоге это переходит в неуемную потребность проводить за компьютером все больше времени. Основные симптомы Интернет-зависимости:
- Постоянное ожидание того, чтобы сесть за компьютер.
- Жалобы родителей на то, что ребенок проводит слишком много времени за компьютером.
- Сокращение времени на прием пищи, еда перед монитором.
- Потеря ощущения времени во время игры, общения.
- Предпочтение коммуникациям в on-linе, личным встречам.
- Игнорирование обязанностей, общественной жизни, учебы или состояния своего здоровья в связи с углубленностью в ПК.
- Невозможность сократить время пребывания за компьютером;
- Пропуск еды, учебных занятий, встреч или ограничение во сне ради возможности посидеть за компьютером.
- Вход в Интернет с целью уйти от проблем или заглушить чувства одиночества, беспомощности, вины, тревоги или подавленности.
- Появление усталости, раздражительности, снижение настроения при прекращении пребывания в сети и непреодолимое желание вернуться за ПК.
- «Тайное» вхождение в Интернет в момент отсутствия родителей, даже при запрете.
Чаще зависимыми от Интернета становятся подростки, у которых есть проблемы с родителями или с друзьями, они больше подвержены зависимостям, чем их более счастливые сверстники. Другими словами, там, где не хватает искреннего и доброжелательного человеческого внимания, общения, существует опасность попасть в зависимость от Интернета. Точнее, не от Интернета, а от того варианта общения, который он предлагает. Становясь заядлыми пользователями ПК, молодые люди уходят от проблем реального мира с его сложностью и трудноразрешимыми задачами. Родители, которые в большей степени ответственны за жизнь своего ребенка, должны быть всегда на шаг впереди – это означает отвечать на вопросы, которые задает ребенок. Быть в курсе того, что происходит в его жизни, что он чувствует, к чему проявляет интерес, с кем дружит. Важно, формировать у ребенка обязанности по дому, по хозяйству и чувства ответственности и его значимости в семье.
Что же делает Интернет притягательным в качестве средства «ухода» от реальности? Это:
1) доступность и простота использования;
2) возможность анонимного и безопасного общения;
3) возможность для реализации представлений, фантазий с обратной связью (в том числе возможность создавать новые образы «Я»; вербализация представлений и/или фантазий, не возможных для реализации в обычном мире, например, «любовь», ролевые игры в чатах и т.д.);
4) чрезвычайно широкая возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего виртуально актуальные потребности;
5) неограниченный доступ к информации.
Дети с особенностями в развитии нервной системы больше всего подвержены игровой зависимости. Резкие звуки и молниеносная смена кадров приводит к раздражению центра судорожной активности. Как и в измененном состоянии сознания, вообще, киберпространство и все, что в нем происходит, для ребенка кажется реальным - часто даже более реальным, чем действительность. Происходит привыкание, по силе сравнимое лишь с зависимостью от наркотиков. Часто дети примеряют на себя роль своего игрового персонажа. Проявления переноса могут носить негативный (уход в иллюзорную виртуальность взамен активного преобразования реальности или адаптации к ней) характер. Попытка идентифицировать себя с агрессивным персонажем может переноситься в реальный мир, в реальные отношения. Живя жизнью своего героя, ребенок включается в виртуальную жизнь, забывая о реальной. Общаясь от лица своего персонажа с окружающими, игроки хуже распознают реальные человеческие чувства и эмоции.
Чрезмерное просиживание за компьютером приводит и к изменениям со стороны здоровья. Это не только психологические проблемы, но и нарушения с позвоночником, руками, зрением, психикой, сном, а также информационные перегрузки. Играя, ребенок, практически не отрываясь, смотрит на экран, что в свою очередь, приводит к напряжению и переутомлению глаз и, в конце концов, к развитию синдрома сухих глаз, патологии зрения. Длительные просиживания у экрана оказывают влияние на сон и психику – закрывая глаза, игрок видит картинки из игры, которые мешают заснуть. Перевозбуждается кора головного мозга, при этом не только затруднено засыпание, но и сон становится некачественным, а отдых неполноценным. Многие изменения можно не заметить сразу невооруженным глазом (их сможет определить только специалист). Например, нарушения в эмоциональной сфере — может наблюдаться повышенная агрессивность, вспышки гнева. Другое наблюдение — дети перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию. Компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического развития. У таких детей хуже работают некоторые виды памяти, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.
Чтобы предупредить возникновение зависимости, рекомендуется:
- Разъяснительная работа среди детей и подростков
- Разъяснительная работа с элементами обучения среди родителей, так как отсутствие компьютерной грамотности обусловливает невозможность контроля и коррекции ребенка
- Ограниченное (императивное) пребывание в сети
- Соблюдение режимных моментов в соответствии с возрастом.
Следует соблюдать следующие условия:
- Дошкольникам можно играть на компьютере не более 10-15 минут в первой половине дня задолго до сна
- Детям с 7 до 10 лет – 15-20 минут, не больше 4-х раз в неделю
- Детям с 11 до 14 лет – от получаса до 40 минут
- Подросткам до 16 лет – не более 2-х часов
- Подросткам старше 16 лет – 2-4 часа с перерывами. Расстояние от экрана до глаз должно быть 50-70 см, с обязательно перпендикулярной линией зрения к центру экрана ПК, угол рассматривания изображение информации на экране должен быть не меньшее 45º. Эти нормативы касаются практически здоровых детей. Дети, которые составляют группу риска позрению и те, что имеют хронические заболевания, должны пользоваться ПК не большее 10 мин в день, не чаще 2-х раз в неделю с обязательным проведением профилактических упражнений дляснятия зрительного и общего утомления.
У Интернета есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, Интернет - значительный дар цивилизации, который в чем-то облегчает и насыщает нашу жизнь. Но с другой стороны, он может быть очень опасен и принести немало бед. Конечно, это не значит, что нужно непременно искоренить его, как предмет зла, просто важно относиться к нему не как к средству развлечения; стараться пользоваться Интернетом только для каких-то конкретных целей, а не сидеть за ним часами от безделья или от скуки. И тогда, мы не будем получать негативные последствия от его использования.
Психолог ГБУЗ «Центр медицинской профилактики» министерства здравоохранения Краснодарского края
И.В.Бабкина